Ликбез по морским приметам накануне дня ВМФ: киты, швабры, татуировки и женщины на борту
23.07.2010, Россия
В этом году 25 июля отмечается День военно-морского флота. Неофициальное название этого праздника – День Нептуна. Кстати, первый русский боевой корабль был создан еще при Алексее Михайловиче, тогда же возникли и первые суеверия, связанные с морскими путешествиями. Считалось, что приметы должны помогать морякам и рыбакам, приносить удачу и попутный ветер.
Управляя ветром
Раньше успех плавания напрямую зависел от ветра, поэтому моряки пытались завлечь попутный ветер, управлять им. Одним из способов вызвать ветер был свист. Эта примета связана с греческой легендой, в которой волнения на море вызывал свистом с помощью раковины сын Посейдона. Вызывали ветер с помощью раковины и китайские мореплаватели, однако с греческим мифом это никак не связано. Китайцы считали, что в раковинах живут духи, управляющие морской стихией, пишет seaman-sea.ru.
Со временем раковины использовать перестали, на смену им пришли свистки. Но использовать их надо было с умом. У капитанов и боцманов были особенные, "заговоренные" свистки. Они берегли их и хранили в молитвенных шкатулках. Вызывали ветер свистом в ту сторону, откуда его ждали. Чем дольше свистели, тем сильнее должен был быть ветер. А вот свистеть просто так на корабле запрещалось, считалось, что это может разгневать морских богов и принести несчастье.
В Древней Греции мореплаватели перед долгим путешествием брились наголо. Считалось, что волосы они отдают в дар богу северного ветра Борею. А финские моряки покупали амулеты с тремя узлами. Финны верили, что, развязав один из узлов, можно вызвать ветер. В некоторых странах считалось, что если выбросить за борт какой-нибудь предмет, морские боги будут благосклонны к путешественникам.
Мореплаватели Индонезии изображали злой ветер в виде разъяренной женщины. Чтобы усмирить ее гнев, всем морякам нужно было полностью раздеться. Считалось, что от смущения женщина-ветер должна отвернуться в другую сторону.
Помимо попутного ветра отправляющимся в морское путешествие желают и семи футов под килем. Обычно считается, что таким образом притягивают удачу и спокойствие на море. История выражения известна с древних времен. Из-за несовершенства судов морякам трудно было бороться со встречным ветром. А чтобы груз не сажал судно на мель, нужно было сохранять расстояние в 2,1 м (семь футов) над морским дном, сообщает fps-nn.ru.
Шторм – страшное слово для моряка. Огромные волны и шквалистый ветер легко могли потопить самый быстрый и надежный корабль. Чтобы задобрить разбушевавшуюся стихию, китайские мореходы спускали на воду бумажные кораблики – мол, боги набросятся на них, а наши суда не тронут. Японцы приносили в жертву морю рыжую кошку, моряки Средиземноморья выливали за борт стакан вина, а эскимосские боги довольствовались стаканом пресной воды.
Женщина на корабле
Женщина на корабле – дурной знак. Это знает каждый. Но откуда возникло само предание – не особо ясно. Вообще есть два толкования "морского закона о женщинах". Изначально христианская церковь считала слабый пол вместилищем зла. Так что плавать вместе с нечистой силой мало кому хотелось. Более реальная версия основана на факте затяжных морских путешествий. Присутствие женщины на корабле сеяло смуту, разжигало распри и розни в мужском коллективе. А поскольку моряки – народ горячий, то дело могло дойти и до смертоубийства. Но есть от женщин и своя польза в морском деле. Если девушка на берегу прикоснется к воротничку моряка, то его ждет удача, пишет info-tses.kz.
С древних времен моряки считают, что, уходя из порта родного города, нельзя оглядываться назад или возвращаться. Иначе быть беде. Также нельзя смотреть вслед уходящему судну до тех пор, пока оно не скроется за горизонтом. Жены моряков давно знают этот обычай и стараются его соблюдать.
Небо, кит и швабра
Указывать пальцем на небо у большинства моряков считается очень плохой приметой. В старину считалось, что такие действия могут рассердить богов, принести неблагоприятную для плавания погоду – шторм или штиль. Показывать пальцем на корабль, выходящий из порта, - значит обречь судно на гибель.
Кит для моряков – особенное животное. Считается, что он приносит удачу и счастье. В старину моряки верили, что убивших кита ждет беда. Если же эти животные появлялись там, где их раньше не было, мореплаватели готовились к неприятностям.
Швабра на борту судна – необходимый предмет, который использовали для вызова попутного ветра. Для этого швабру нужно было пополоскать за бортом или выбросить в воду. Как только начинал дуть ветер, швабру прятали, чтобы не сердить богов. А если швабра случайно падала за борт, ждали беды.
Издревле морские волки хвастались просмоленными косичками и золотой серьгой. Это была не только дань моде, европейские моряки приписывали целебную силу этому нехитрому украшению. Считалось, что серьга в правом ухе оберегает от ревматизма и ухудшения зрения. А вот золотую серьгу могли носить только те, кто прошел мимо мыса Горн, крайней южной точки архипелага Огненная Земля.
Татуировки и чайки
Среди моряков свое особое значение получили татуировки. Кто не помнит выколотого на руке якоря или корабля? Но это уже современная действительность, а вот в давние времена моряки украшали свое тело изображениями моря (символ надежды), черной кошки (удача), четырехлистного клевера (ирландская традиция) или же различными атрибутами веры. Считалось, что такая картинка может вызвать расположение богов и помочь своему владельцу благополучно вернуться на родину. Кстати, символы веры были также своего рода опознавательными знаками вероисповедания. Если моряк погибал, то по его татуировкам определяли, в какой традиции хоронить покойного. А некоторые мореходы "кололи" себе распятие, чтобы спастись от хлыста боцмана – не будет же он бить по святому кресту.
Рыболовецкие судна в море.Как пишет imodocs.com, чайки для моряков – особые птицы. Считается, что именно они хранят души погибших при кораблекрушениях. А их жалобный крик – требование покойных похоронить себя по христианскому обычаю, то есть предать земле. Также нельзя было стрелять в чайку. Если моряк убивал птицу, это считалось очень плохим знаком.
Приметы на удачу
Старые моряки верят, что кот, живущий на корабле, приносит удачу и точно предсказывает непогоду. Английские мореходы даже придумали целую систему гадания по кошачьему поведению. Если кот сидит спиной к огню - будет шторм, моет мордочку над ушами – придут ливневые дожди, мяукает на палубе – жди трудностей в пути.
Удачу несут с собой дельфины. Увидеть млекопитающих – хороший знак. А вот мусорить и свистеть не рекомендуется. Нептун посчитает, что таким образом флиртуют с его дочерьми, разгневается и обязательно сделает ответный шаг – навлечет шторм и призовет шквалистый ветер.
Чтобы задобрить морских богов, бравые морские волки всегда приносили им жертву. В дохристианские времена это были люди, потом – животные. Также можно было на удачу окропить нос корабля кровью. В современной традиции на счастье следует разбить бутылку шампанского о нос ещё не спущенного на воду корабля.
Моряки очень не любят, когда у судна меняется название. Это считается дурной приметой. На такие корабли морские волки нанимаются без особой охоты. Но, тем не менее, если уже поступили на службу, стараются ступить на палубу сначала правой ногой, а потом уже подтянуть левую. Это тоже примета на удачу, пишет РИА Новости.
Постоянная ссылка: http://domurfo.ru/news/2010/7/23/likbez_po_morskim_primetam_nakanune
Просмотров: 100
Прокомментируйте сами: