услуги
Бисером - по кризису
В младших классах я связала крючком мишку. Получился он страшненький. Однако уже тогда я додумалась его продать. Нашелся единственный покупатель – влюбленный в меня сосед Димка. На мое рукоделие он неделю выпрашивал деньги у родителей. На этом моя предпринимательская деятельность закончилась, так же как и моя рукодельническая карьера. Если бы ни это, сейчас я бы могла иметь неплохой заработок "выходного дня". Игрушки, украшения, картины - заработать сегодня на этом вполне реально. Площадок для продаж немало - интернет, магазины, выставкы. Тут главное - не ошибиться и найти своего покупателя.
Татьяна Фектистова занимается рукоделием с детских лет. Творческая работа всегда шла параллельно основной. Татьяна занималась программированием и рекламой. "Часто на рукоделие не хватало времени. Но природе очень трудно сопротивляться, да и вредно для здоровья, и я, наконец, сделала свое любимое дело работой. Сейчас я занимаюсь машинной вышивкой и изготовлением изделий из войлока: одежда, аксессуары, интерьерный текстиль, сумки. Интересно всё, где можно применить вышивку и войлок ручной работы. Для меня никакие вещи не сравнятся с теми, что сотворены руками и согреты теплотой души", - рассказывает Татьяна.
Как и многие рукодельники, она любит дарить свои изделия. Но если даже в таком приятном деле, как подарок, существуют сомнения (а вдруг не понравится?), что можно говорить о продаже? "Чтобы начать продавать их, мне понадобилась уверенность в том, что вещи получаются качественные и интересные. Отзывы покупателей (через интернет) окончательно убедили меня в том, что стоит этим заниматься. Продаю свои творения через магазины, интернет, начала участвовать в выставках. Их пока не могу оценить - участвовала в одной. Но кроме знакомства с интересными мастерами, она мне никакого дохода не принесла", - говорит она.
В магазинах продажи идут чуть лучше. Одну из специализированных площадок для мастеров год назад открыла Юлия Дьячук. Она - директор центра производителей сувениров "Сувениры Урала", который объединяет около 60 разных поставщиков изделий. Свои работы сюда приносят и бабушки, и крупные производители VIP-сувениров. "Работы мы, конечно, принимаем от всех. Единственное, у нас есть определенное направление – мы просим приносить сувениры уральской и русской тематики. Конечно, бывает, что мы отказываем и им. Например, если изделие явно низкого качества, видно, что это ученическая работа, или когда поставщики завышают стоимость своей работы. Понятно, что я ищу изделие, которое стоит меньше, для того, чтобы предложить по нормальной цене", - говорит Юлия.Стоимость своих работ мастера опеределяют сами. Затраченное время, материалы - окупиться должно все, плюс "навар" сверху. Ведь для многих такой заработок является основным. А заработать на таком деле вполне возможно, тем более, если есть своя клиентура, уверена Дьячук. "У нас есть девушки, которые делают бисерные украшения с вплетением натуральных камней. Они тратят на это изделие пару вечеров, продается это прекрасно по 2,5 тысячи рублей, при этом затраты на материал выходят, грубо говоря, 100 рублей. Но, конечно, работа очень кропотливая - этому надо научиться", - говорит директор центра производителей сувениров.
И все же мастера утверждают, такое дело привлекательно только с точки зрения дополнительного дохода. Для Юлии это дело не было прибыльным и до кризиса и уж, тем более, ничего не изменилось во время него. Она приводит статистику - продажи уральских сувениров снизились на 40%. "Дело в том, что с декабря прошлого года в уральской столице резко уменьшился поток туристов, как русских, так и иностранных. А основные покупатели уральских сувениров – это туристы и отъезжающие, которые хотят забрать с собой частичку Урала", - рассказала она. Таких "частичек" на продажу, по словам Юлии, мастера несут все больше - в Екатеринбурге растет армия новых рукодельников.
"Тема рукоделия вообще популярна. За последний год она очень сильно овладела умами женского населения. В городе огромное количество мастер-классов по бисероплетению, валянию из войлока, шитью. Изначально все идут на эти курсы для себя. После продажи двух-трех работ они понимают, что на этом можно заработать и начинают предлагать их к продаже. Как правило, это женщины 30-40 лет, учительницы или молодые мамочки. Все те, у кого много свободного времени", - говорит Дьячук. Многие из них позже собираются в творческие союзы. Так, в начале 2009 года творческие люди Екатеринбурга и Свердловской области объединились в Союз "Десять крыльев". "Мы готовы поделиться своим мастерством с окружающими. Именно для этого мы организуем выставки-ярмарки изделий ручной работы и мастер-классы. Количество участников проекта постоянно растет. Сейчас Союз готовится к своей второй выставке "Ветер перемен", первая - "Весенняя капель" прошла 28 февраля - 1 марта и вызвала довольно большой интерес как у посетителей, так и у рукодельниц и рукодельников города", - рассказывает председатель оргкомитета Союза Марина Осипова.
Вера Курносова уже участвовала в выставке, но на заказ не работает. Все исключительно по вдохновению. "Я вполне понимаю тех мастериц, которые зарабатывают себе на кусок хлеба. Я многое делаю своими руками - для себя, для семьи и дома. Тем самым я незаметно экономлю семейные деньги, при этом не приношу деньги в дом в чисто физическом смысле. Участие в выставке - это немаловажный факт самоутверждение как мастера, чьи работы могут быть востребованы и оценены не только узким кругом друзей и родных", - говорит Вера. Однако мастер прекрасно понимает, что только при реализации работ можно компенсировать затраты на материалы.
Когда Юлия с другом открывали магазин, думали перевернуть мир уральских сувениров, сделать его более интересным. Сейчас понимают - этот бизнес мертвый. Татьяна Феоктистова, которая сделала рукоделие своей основной работой три года назад, иногда тоже сомневается в правильности выбора. "Заработок никогда не отличался особой стабильностью, любители вышивки и войлока - это немногочисленная категория людей. Значительного изменения кризис пока не оказал на мою работу. Если раньше было больше заказов на вышивку, то сейчас больше времени остается на произвольное творчество, что для меня наиболее ценно", - говорит она.
О кризисе, как о сложной экономической ситуации эти люди мало говорят. Главное для них, чтобы не было творческого кризиса – нет идей, не будет и работы. "Мне кажется, что кризис по большому счету находится не вокруг, а внутри нас. Члены союза стараются сделать все возможное, чтобы настоящая эксклюзивная вещь, вышедшая из их рук, все-таки была доступна по цене потребителю. Для этого можно снизить себестоимость (которая рассчитывается не только исходя из стоимости материалов, но в нее включается и аренда помещений, электроэнергия и многое-многое другое), можно делать чуть более простые, но от этого не менее качественные и интересные вещи. Поскольку мастера напрямую работают со своими клиентами, то всегда есть возможность "просто договориться", так чтобы не ущемить ничьи интересы", - уверена Юлия Погольская, ответственная по рекламе Союза "Десять крыльев".
Смогут ли все они стать настоящими предпринимателями? Наверное, да. Как бы тяжело не было сегодня, у каждого есть свои планы и надежды, связанные с любимым делом. "В Екатеринбурге сувенирный бизнес мертвый. Есть, конечно, идеи, куда двигаться. Чтобы выжить, мы сейчас развиваем идею "экспансии" изделий на столичные и европейские рынки. В настоящее время есть варианты, как в Европе, так и на Востоке. Но это, конечно, не магнитики, а VIP-сувениры. Кроме того, Екатеринбургу нужен магазин, ориентированный именно на рукоделие, а не на туристов. Нам часто приносят различные бусы из бисера или батику с цветочком – такие работы мы не принимаем, однако, площадка для них нужна", - говорит Юлия Дьячук.
А Татьяна Феактистова добавила: "На счет конкуренции затрудняюсь сказать, у нас мастера есть очень интересные, но изделиями ручной работы из войлока магазины не завалены; многое сотворенное мною находит своего покупателя, поэтому, надеюсь, перспективы для развития пока есть".
Постоянная ссылка: http://domurfo.ru/forum/articles_2843
Просмотров: 8418
ВерНиК.
Хотите ответить?