Как подготовить ребенка к школе. Советы психолога
Евгения Мухина, 06.08.2010, Россия
Уже совсем немного времени остается до того момента, когда ребенок отправится в первый класс. Портфель, тетрадки, ручки, форма? Все собрали? Сейчас ребенок очень волнуется – для него это ответственный период. Новое расписание дня, новые заботы, новые друзья. Родители тоже переживают – ребенок стал большим! Как справиться с волнением, как помочь адаптироваться, и как себя правильно вести? На эти вопросы нашему агентству ответила психолог, гештальт-терапевт Светлана Ражева.
Вопрос: Светлана Юрьевна, расскажите, психологически мальчики и девочки готовы к школе одинаково?
Светлана Ражева: Думаю, что по-разному. Разница – в цели пребывания в школе и в подготовке. Надо еще раз повторить, что это все очень индивидуально. Но если в целом, наверняка, всегда существовала, и будет существовать такая тенденция, что девочки идут в школу, чтобы показать себя красавицами и умницами. Девочки нацелены на то, чтобы как можно больше показать себя, это им в радость. Девчонки, как правило, заняты нарядами, цветом фломастеров, пеналами, и вот сейчас единственная проблема – под все это нужно найти красивый портфель. У девочек не образуется таких близких отношений с друзьями из детского сада, поэтому им легче расставаться.
Вопрос: Мальчики с таким же желанием собираются в школу?
Светлана Ражева: Мальчишки часто совсем не хотят идти в школу. Им достаточно занятий, которые проводят в детском саду, а школа для них – это только дополнительная, ненужная нагрузка. Часто после 1 сентября ребята говорят, что не будут учить уроки. Они могут жаловаться на то, что им не хватает привычного режима. Они более консервативны, им сложнее привыкнуть ко всем изменениям. Их нервная система менее приспособлена к продолжительным сидениям в школе на уроках, для них это пытка.
Для мальчиков непонятно, зачем идти в школу, чтобы расставаться с лучшими друзьями. В новом коллективе у них начинается борьба за власть, за лидерство. А от чего начинается борьба за лидерство? От страха, от собственной неуверенности. Можно сказать, что мальчики в детстве ранимые. Очень большую роль играют коммуникативные навыки ребенка, его дружелюбие. Если у мальчика развивать коммуникацию и убирать страх перед новыми людьми, а это, прежде всего страхи самих родителей общаться с другими людьми, то он будет легко входить в любой новый коллектив.
Вопрос: Как замотивировать ребенка учиться?
Светлана Ражева: Замотивировать учиться специально невозможно. Если ребенок готов к соревнованию, то родители могут говорить, что например, Алеша хорошо умеет считать, а давай, ты лучше будешь? Можно замотивировать ребенка целью - кем он хочет быть. Можно сказать ему: "Если хочешь быть космонавтом, то выучи вот это".
Вопрос: Что поможет развить самостоятельность ребенка?
Светлана Ражева: Самостоятельность – это доверие. Доверие к самостоятельным действиям, одобрение и похвала. Понятно, что ребенок еще не может делать что-то так же хорошо, как взрослый. Но можно только похвалить, порадоваться за него, и сказать, что бы я без тебя делала? Ты мне очень помог! Ты все это умеешь делать! Теперь я могу быть спокойна! Теперь я могу на тебя надеяться!
Родители иногда думают, что ребенок не может сделать что-то самостоятельно, например, дойти до школы. Но стоит отметить, что все это страхи родителей. Они боятся за то, что он не может дойти до школы один, что его нужно обязательно провожать. Это страх родителя, а ребенок просто считывает этот страх и пользуется им. Иногда наоборот, это злит ребенка, и начинаются конфликты.
Вопрос: Как родителям себя вести, если ребенок нахватал двоек?
Светлана Ражева: Здесь по-разному бывает. Вот такой пример из жизни. Мой сын на тренировке получил травму, и в течение месяца был на больничном. А его класс готовил выступление в школе. Для него это было очень важно, и поэтому в школу он пришел раньше, чем закончился больничный. Когда он пришел, то учительница "вкатила" ему шесть двоек! Вот как вести себя в этом случае? Нужно понять, что учителя бывают разными. Есть смысл защищать ребенка, иначе он разочаруется в обучении вплоть до того, что нужно будет менять школу. Поэтому важно всегда быть за ребенка, быть на его стороне.
Другое дело, если ребенок вообще в принципе не хочет учиться. Когда чадо начинает говорить, что весь класс получил двойки, можно говорить, что весь класс – это не мои дети. Мой ребенок – ты, и я за тебя волнуюсь. Мне стыдно за то, что ты получаешь двойку, когда ты такой умный. Ты легко можешь получить пятерку, и не сливаться со всем двоечным классом. Важно говорить ребенку, что одно дело – за компанию, а другое дело – отвечать за себя, за свое будущее.
Вопрос: Как не переборщить, поощряя ребенка за хорошие оценки и примерное поведение?
Светлана Ражева: Мне все время говорили, что я залюбливаю своего сына, что я слишком его люблю. Вот сейчас я со всей ответственностью могу сказать, что не бывает слишком много любви. Просто не бывает. Она либо есть, либо ее нет.
Я знаю такие примеры, когда родители платят ребенку за оценки. У многих эта система работает хорошо - дети учатся на "отлично". Я знаю такие случаи, что ребята выросли предпринимателями, людьми с коммерческой жилкой. Но стоит подумать, откуда происходит эта коммерциализация? Это самый легкий способ отстраниться от ребенка. Перестать тратить силы на то, чтобы его любить. Это самое простое – отстань от меня, я тебе куплю велосипед. Но родители должны просто искренне радоваться за ребенка, и этого будет достаточно.
Еще спортивные секции часто стимулируют детей учиться хорошо. Там часто следят за оценками, и говорят, если будут проблемы с учебой, то - до свидания. А дети очень стремятся в эти секции. Там они становятся собранными, дисциплинированными и целеустремленными.
Вопрос: Когда у ребенка проблемы в школе, как вывести его на разговор? Могут ли родители ему помочь?
Светлана Ражева: Если вы всегда держитесь позиции "Я за тебя", "Я в твоем лагере", то ребенок всегда будет вам доверять. Дети вообще не врут, они не умеют врать. Они учатся, когда им не верят. Это совершенно точно проверено. Когда ребенку не верят, когда его подозревают, он начинает врать. Откуда возникает недоверие? От страха, что накажут, от страха, что закричат, от страха, что начнут упрекать. Только от страха. Если ребенок точно знает, что его не будут ругать, не будут упрекать, если он знает, что родитель будет на его стороне, ребенок не будет обманывать.
Если чадо увидит, что родитель искренне расстроится, из-за того, что нет доверия, то это действует лучше всякого "пропесочивания". Когда ребенок видит эту реакцию, он понимает, что причинил боль. Вообще считается, что дети - жестокие. Но они жестокие от чего? Они еще эмоционально не грамотные, они учатся эмоциям и эмоциональной культуре от родителей. Если родитель эмоционально культурен, он не будет нападать на ребенка. Родитель не будет переносить ответственность на ребенка, а возьмет её на себя, и ребенок тоже научится брать ответственность на себя.
С ребенком можно поговорить, чего он испугался? Но поговорить так, чтобы никто не был свидетелем. Это очень важно. Есть смысл перестать бояться тех же психологов и начать консультироваться. В наших семьях воспитание складывалось по-другому. Традиции были прерваны: дедушки и бабушки погибли либо в войну, либо в репрессиях. Наших родителей некому было воспитывать, кроме детских домов с их жестокостью и военной, лагерной системой. Отсюда все и растет. А учиться именно человеческому, учиться любви очень важно. Для собственного счастья. Если сам человек счастливый, то у него и дети счастливые.
Постоянная ссылка: http://domurfo.ru/analytics/shkola
Просмотров: 2235
Прокомментируйте сами: