Безучастные и безквартирные
Татьяна Дрогаева, Екатеринбург, 17.06.2009, Свердловская область
Обеспечение жильем сотрудников УВД Екатеринбурга – дело многострадальное. Чего стоят только те дома, которые корпорация "Маяк" уже много месяцев не может передать администрации города для распределения между милиционерами. Мэрия собирается подать иск к застройщику, который построил меньше, чем обязался по условиям муниципального контракта, в высший арбитраж. Тем временем, иски к администрации подают и сами стражи порядка – участковые УВД Екатеринбурга. К новым домам они не имеют никакого отношения - хотят сохранить старые. Те квартиры, которые в свое время мэрия выдала участковым по договорам коммерческого найма. И действующих, и бывших участковых местные власти хотят выселить из муниципальных квартир.
Недобор участковых уполномоченных в Екатеринбурге был всегда. Цифра недокомплекта из года в год практически не меняется. На сегодняшний день городскому УВД не хватает 51 человека. Всего на территории города работают 449 участковых. То есть штат укомплектован на 88%. Самым действенным способом привлечь новых сотрудников считается предоставление жилья. УВД и мэрия этот вопрос решают по-своему. Участковым города предложили взять муниципальные квартиры по коммерческому найму, постановление об этом было подписано главой города. В то время такому положению дел все радовались, сейчас участковые не выходят из судов. Пытаются вернуть квартиры, которые, по их словам, мэрия то ли выдала незаконно, то ли незаконно забирает.
По словам начальника отдела по организации деятельности участковых и отделения по делам несовершеннолетних УВД Екатеринбурга Федора Абаринова, всего с 2002 по 2005 год участковым на условиях аренды коммерческого найма было предоставлено 62 жилых помещения. "Они были переданы администрацией города в аренду УВД Екатеринбурга, а управление в свою очередь заключало договор коммерческого найма с участковыми. Квартиры выделялись в тех районах, где участковый работал. Договор заключался на один год, и каждый год продлевался еще на 12 месяцев", - рассказал главный участковый города.
Ставка оплаты за аренду в месяц для стражей порядка составляет 10% от минимального размера оплаты труда за один квадратный метр общей площади жилья, а компенсация расходов участковым уполномоченным за наем жилья по коммерческому найму осуществляется за счет средств городского бюджета. Участковые уполномоченные милиции, вставшие на учет для улучшения жилищных условий по месту работы или по месту жительств до 01 марта 2005 года, будут обеспечены жилой площадью на условиях социального найма, в соответствии с жилищным законодательством, т.е. в порядке очередности, исходя из времени постановки на учет.
В 2005 году постановление главы города было отменено. "А зачем оно? Зачем участковым оплачивать коммерческий наем, если им по закону положено служебное жилье?", - так отреагировали на ситуацию в юридическом отделе жилищного комитета администрации Екатеринбурга. Сейчас, по словам специалистов, при обеспечении жильем участковых администрация руководствуется статьями 92, 93, 100 Жилищного кодекса РФ. А также постановлением Правительства РФ №42 от 26 января 2006 года "Об утверждении правил отнесения жилых помещений к спецжилфонду по типовым договорам. И решением екатеринбургской городской думы №74/49 от 28 ноября 2007 года "Об утверждении положения порядке предоставления жилых помещений спецжилфонда".
"Сейчас УВД подает списки в администрацию и согласно ему, мы выделяем жилье", - уточнили в мэрии.
На сегодняшний день, по словам Абаринова, все квартиры после долгих согласований было решено перевести в разряд служебного жилья, и в настоящее время по 33 квартирам заключены договора, как на служебное жилье, то есть участковые там могут проживать на период трудовых отношений. "К тому же за эти годы кто-то из участковых уволился, кто-то перешел в другие службы. Соответственно, сегодня в этих квартирах проживают люди, которые к службе участковых отношения не имеют. В их отношении администрация города подала судебные иски. Квартира является служебной, поэтому граждане должны их освободить. По тем бывшим участковым, которые перевелись в другие службы, сейчас также решается вопрос по возвращению их в службу участковых. Такие факты уже есть. И по некоторым квартирам в настоящее время в судах по инициативе самих участковых находятся иски о предоставлении данных квартир в разряд социального найма", - говорит Абаринов.
Результат этих судебных исков таков – все районные суды проиграны. Бывшие сотрудники УВД не сдаются и идут в областной суд. В случае проигрыша собираются обратиться и в Верховный суд России.
Вот как эту ситуацию видит один из бывших участковых Екатеринбурга: "На основании ст. 30 закона "О милиции" УВД Екатеринбурга в течение полугода по несению службы должно было предоставить мне служебное помещение в соответствии с Жилищным кодексом РФ. Но в 2003 году управление предоставило мне квартиру по договору коммерческого найма (что не является служебным помещением). В связи с этим была нарушена ст. 30 закона "О милиции". Мы хотели доказать в суде, что нас УВД уверяло, что данная квартира по коммерческому найму будет рассматриваться как служебная, но обоснований в этом не нашлось". Бывший сотрудник службы участковых подчеркнул, что тогда их уверяли, что по-другому получить квартиры никак нельзя – исключительно по комнайму.
Статья 30 закона "О Милиции". Обеспечение сотрудников милиции жилой площадью
Сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
В данном случае ситуация осложняется тем, что этот сотрудник был уволен из органов по состоянию здоровья. "Во время прохождения службы в органах милиции я был направлен в служебную командировку на Северный Кавказ. И я имею льготы по ст. 16 ч. 1 закона "О ветеранах" ч. 1. в старой редакции. Право мое на получение служебного жилья нарушено в 2003 году. На тот момент действовала старая редакция закона о ветеранах, в которой говорится, если меня, как ветерана, будут выселять из служебного жилья, то мне должны будут предоставить жилье по социальному найму. Так как я уволен по состоянию здоровья, за мной остается право о приобретении в собственность данного служебного помещения. Иск был подан в конце 2006 года, когда я уже не работал в органах", - рассказывает бывший участковый.
Справедливости ради надо отметить, что есть и положительный пример в данном деле. Одному из действующих сотрудников УВД удалось обжаловать решение районного суда - в областном. Выиграл он как раз благодаря ст. 30 закона "О милиции". На данный момент по решению областного суда ему должны предоставить помещение по социальному найму в соответствии с жилищном законодательством. "Знаем, что есть такие прецеденты, что суд вынес по одному участковому решение обязать администрацию города предоставить квартиру, на праве сойнайма или предоставить аналогичную на праве соцнайма в индивидуальном порядке. Комментировать, каким образом и что тогда происходило, я не готов. Какие договоренности, и на каком основании выделялись те квартиры, мне неизвестно. Люди, которые этим занимались, уже давно ушли на пенсию. И какие были обговорены условия предоставления коммерческого найма, мне неизвестно. Все вопросы по выселению решаются через суд", - рассказал Федор Абаринов.
Областной суд у бывшего участкового - ветерана проигран. Его уже выселили на улицу, однако, он не сдается. "Я собираюсь восстанавливать сроки обжалования решения. Буду писать новый иск о том, что на момент прохождение службы УВД была нарушена ст. 30 закона "О милиции". Кроме того, я хочу в данной ситуации привлечь старый закон "О ветеранах". Потому что в новой редакции, отсутствует льгота на получение жилья, если оно является служебным. Меня с очереди снимали в 2003 году, и я не вставал в очередь на квартиру как ветеран боевых действий, так как была эта квартира. А очередь осталась только для тех, кто встал до 2005 года. У меня сейчас ситуация такая: или доказывать, что мне по 30 ст. "О милиции" должны были предоставить служебное жилье и отдать его, так как я комиссован из органов внутренних дел. Или доказывать, что меня ввели в заблуждение, и я не встал на очередь, как ветеран боевых действий", - рассказал молодой человек.
По словам независимого юрисконсульта Марины Горюновой, шансы на благоприятный исход дела для бывшего участкового невелики. "В соответствии со ст. 30 Закона "О милиции" на органы местного самоуправления, то есть на администрацию Екатеринбурга возложена обязанность предоставления жилой площади в виде отдельной квартиры участковым уполномоченным милиции. Срок исполнения этой обязанности - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. Вместо исполнения обязанности, возложенной законодательством, администрация Екатеринбурга приняла Постановление №173 от 07.05.2003г. на основании которого УВД Екатеринбурга заключило с участковыми уполномоченными милиции договоры коммерческого найма, которые отличены от правовой природы договора социального найма. В соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ, собственник, то есть администрация Екатеринбурга, имеет право истребовать занимаемые помещения от работников милиции, что муниципалитетом в настоящее время и делается. Считаю, что администрация города обязана была передать участковым жилые помещения по договорам социального найма, а не коммерческого найма. А в данной ситуации бывшему работнику милиции необходимо было обратиться в суд с иском о признании действий мэрии незаконными и о предоставлении ему и членам его семьи жилого помещения по договору социального найма. В настоящее время, обращение в суд возможно, но суд может отказать в удовлетворении исковых требований, применив срок исковой давности", - предположила Горюнова.
Постоянная ссылка: http://domurfo.ru/analytics/bezuchastnye_i_bezkvartirnye
Просмотров: 6265
Прокомментируйте сами: