Реализацию проекта "Большой Москвы" оценили в 7,5 триллионов рублей

Анастасия Колесова, Москва, 07.09.2012, Центральный ФО, Россия

Тэги: Большая МоскваИрина Ильина

Версия для печати

Накануне столичные власти подвели итоги конкурса проектов по развитию Большой Москвы и созданию правительственного центра. В итоге лучший проект по развитию агломерации и территорий "новой Москвы" выиграла французская Antoine Grumbach et Associes, а самый выдающийся дом для чиновников спроектировали англичане - Urban Design Associates. Несмотря на то, что правительство не собирается полностью воплощать проекты в жизнь, вполне вероятно, что некоторые их концепции все же реализуются в плане Большой Москвы. В чем состояли главные задачи проектов и какой должна стать Москвы, по мнению победителей конкурса, рассказала Накануне.RU участница команды-победителя Antoine Grumbach et Associes, директор центра региональных исследований НИУ ВШЭ, профессор кафедры Финансового университета Ирина Ильина.

Вопрос: Расскажите про конкурс и основные проблемы, ответы на которые вы должны были предоставить в своих проектах.

Ирина Ильина: Как вы знаете, в прошлом году было принято решение по присоединению к Москве территорий, которые более чем в два раза увеличили площадь города. И встала задача как дальше развивать эти территории и какие проблемы решать с Московской агломерацией, потому что проблем накопилось много во всех сферах – экономике, социальной, транспортной сферах и т.д. И для того, чтобы получить наилучшие идеи развития московской агломерации новых территорий самого города, в феврале 2012 года был объявлен международный конкурс, на который подали заявки 67 команд из разных стран мира. В итоге жюри отобрало 10 команд, которые в течение полугода пытались ответить на три главных вопроса – как развивать московскую агломерацию и определить границы этой агломерации, потому что это один из важнейших вопросов государственного развития. Второй вопрос – это предложение по развитию новых территорий, с учетом и старой Москву, то есть формирования такого едино функционирующего организма новой и старой Москвы. И третья задача – это предложение по планировке и размещению нового Федерального центра, потому что, как вы помните, решение по расширению Москвы принималось одновременно с намереньем перемещения туда федеральных органов управления и, возможно, создания финансового центра.

23 августа конкурс завершился, жюри подвели итоги, и оказалось, что наш проект получил премии в двух номинациях - по развитию агломерации и развитию территории "новой Москвы".

Вопрос: В чем состоит ваш проект?

Ирина Ильина: Основной задачей мы ставили себе то, что Москва должна стать городом, обеспечивающим радость жизни. Нам, конечно, скажут, что это такой традиционный лозунг, и все хотят, чтобы все жили хорошо, но мы не просто подготовил лозунг, но и обосновали решение. Ключевая проблема – решение транспортной связности агломерации, поэтому в нашем проекте проработаны комплексные подходы к развитию транспорта. Это формирование высокоскоростного железнодорожного транспорта в сочетании со скоростным метрополитеном и уже на локальных участках – бесшумный трамвай и, в отдельных случаях, автобусы, которые потом, опять же, заменяются трамваями.

Мы на первом этапе предложили сформировать две оси перспективного развития Москвы. Это ось вдоль Москвы-реки, потому что Москва-река – это и архитектурный акцент города, и экологический коридор, и историко-культурное наследие. А второю осью является новая транспортная магистраль, которую мы назвали New Moscow Line (Новая московская линия), которая связывает, по нашему проекту, центр Москвы – площадь трех вокзалов - с самыми отдаленными участками "новой Москвы", уже ближе к Рубцово за Троицком.

Идея этой линии состоит в том, чтобы, делая не очень большое количество остановок – всего 6 станций, можно было бы из центра Москвы доехать до границ "новой Москвы" всего за полчаса. К тому же, вокруг каждой станции подземного скоростного метрополитена формируется "зона развития".

Вопрос: Что за "зона развития"?

Ирина Ильина: У каждой "зоны развития" есть четкая специализация. В Москве это реконструкция и восстановление градостроительной среды вокруг трех вокзалов, потому что там очень много путей, которые идут по поверхности и т.д. Следующая станция – в районе Кремля. Это не значит, что она будет находиться около самого Кремля. Здесь мы делаем основной акцент на формировании пешеходных зон и раскрытия исторического потенциала нашего города. Следующая станция – "Новые ворота Москвы" – ключевая точка въезда в город, и далее уже три крупные станции на территории "новой Москвы". Вокруг первой станции "Коммунарка" формируется административно-деловой центр, на следующей станции "Троицк" – научно-производственный кластер, и последняя станция в районе Ржева – это станция, которую мы называем "Курорт в городе". Там уникальная природа, и там можно создать настоящую рекреационную зону.

На чертеже эта линия выглядит прямой, но, вообще, конфигурация застройки, которую мы предлагаем, конфигурация вторжения на территорию "новой Москвы" будет очень сложной, потому что мы поставили перед собой задачу сохранить природное наследие этой уникальной части московского региона – не вырубать леса, не нарушать открытые луговые пространства и сохранить речные долины, как основу формирования будущей застройки.

Вопрос: Но ведь такая конфигурация требует дополнительных материальных затрат.

Ирина Ильина: Наш проект отличался еще тем, что поскольку в нем участвовали две большие группы экономистов – Высшая школа экономики и Финансовый университет – мы делали очень четкие экономические обоснования предлагаемых решений. То есть, мы не просто нарисовали красивый образ будущего, но и попытались найти экономические механизмы реализации этого проекта и посчитать поэтапно стоимость этого проекта.

Вопрос: И в какую сумму обойдется ваш проект, по вашим расчетам?

Ирина Ильина: Всех, конечно, эта цифра пугает, но мы насчитали, что полная реализация наших проектных решений обойдется в 7,5 трлн руб. или 186 млрд евро. Но это и полная трансформация транспортной системы Москвы, и строительство, и формирование кластеров. То есть это такая грандиозная программа, которую можно реализовывать поэтапно. Мы выделяли ключевые этапы развития, которые позволяют не замахиваться сразу на, может, кажущийся сейчас малореализуемым результат, а двигаться к нему шаг за шагом.

Вопрос: За сколько лет примерно можно будет реализовать все ваши идеи, представленные в проекте?

Ирина Ильина: Перед нами стояла задача, что этот проект рассчитан на 30—50 лет, но задача по строительству новой лини метрополитена с первоочередным освоением прилегающих территорий при нынешних темпах строительства метрополитена в Москве может быть реализована за 2-3 года.

Вопрос: Насколько нам известно, все команды были международными, как это помогло лично вашей команде?

Ирина Ильина: Это было основным из условий конкурса. У нас французско-российский коллектив: Антуан Грюмбах – градостроительная компания, занимавшаяся "Большим Парижем", Жан-Мишель Вильмонт – выдающийся архитектор и урбанист с мировым именем, команда транспортников тоже французская, ландшафтники, те, кто занимался экологией – тоже были французскими, и три российские команды – Высшая школа экономики, Финансовый университет и "Архитектурная мастерская Сергея Ткаченко".

Это позволило нам, хорошо зная действительность и специфику России, использовать опыт разработки "Большого Парижа" и многих других регионов мира, которые сталкивались с такими же проблемами развития мегаполисов.

Вопрос: Многие эксперты говорят, что российские архитекторы не дотягивают до международного уровня. Вы видели в действии и русских, и иностранцев. По вашему мнению, это действительно так?

Ирина Ильина: Я не берусь подтвердить эту точку зрения, но умение сконцентрироваться на решении задачи, умение быстро принять правильное решение и показать, как его достичь – это, несомненно, заслуга наших французских партнеров. Они очень эффективно работают – очень быстро, очень слажено, не отвлекаясь от поставленных задач, очень хорошо умеют презентовать свой материал, что тоже немаловажно, и, самое главное, они очень быстро реагируют на любые изменения условий. Например, мы смотрели некоторые проекты, и получалось, что не было до конца понятно, как будет раскрываться образ Москвы, как мы сохраним ее национальную идентичность. И тут у нас родилась совместная идея "ДНК Москвы". Тут я могу похвалить наших французских коллег - высочайший профессионализм, эффективная, рационально организованная работа, ну и, конечно же, креативные идеи. В плане креативных идей, я думаю, наши архитекторы не уступают французам, но у них иногда не хватает сил, желания, или возможностей довести все безукоризненно до совершенства.

Вопрос: А вы не моги бы рассказать, что за ДНК Москвы?

Ирина Ильина: Москва, особенно ее серединная зона, состоит из таких кварталов, заложенных еще в прошлом-позапрошлом веке. Они отличаются большим уютом – ну, вспомнить, например, Поленов "Московский дворик" или , например, мое детство прошло в московском дворе застройки 50-х годов. Не очень высокая застройка – 8-9 этажей, в центре поменьше, достаточно уютное, хорошо озелененное дворовое пространство, одновременно с тем не огромное, обдуваемое ветрами, а компактное, с развитой инфраструктурой - детские площадки, садики, скамеечки для отдыха. Эта территория формирует ту социальную среду, которая очень важна для города.

И мы проанализировали несколько таких московских кварталов, и даже высчитали формулу соотношения зелени и застройки – 50-50. В таком маленьком квартальчике обязательно должно быть 50% зеленых насаждений. Обязательны даже параметры – 200х300 метров, то есть совершенно такой небольшой квартал. И по всем экологическим показателям, социальным и архитектурным, можно создать вот эту неповторимую среду, которая существует в центре Москвы и во многих районах срединной зоны Москвы.

Мы хотели показать, что мы не хотим застраивать новые территории такими, в глобальном смысле, неузнаваемыми коробками, которые сейчас заполонили все города мира. Мы хотели все-таки подходить к новым территориям, сохраняя идентичность Москвы.

Вопрос: Вы выиграли этот конкурс, какие дальнейшие перспективы у вас и вашего проекта?

Ирина Ильина: Мы разогнались, набрали очень большой потенциал, потому что мы очень многое узнали о Москве, области и прониклись этой проблемой. Как записано в условиях конкурса, правительство Москвы будет использовать в дальнейшей работе по развитию этих территорий, по развитию московской агломерации, лучшие идеи. Идей действительно много не только в нашем проекте. На самом деле, все проектные группы очень профессионально, слаженно и заинтересованно работали. Конечно же, мы надеемся, что когда будут формироваться документы стратегического и территориального планирования на этой территории, наш опыт и наши наработки могут быть востребованы. 

Что за

p

p

Постоянная ссылка: /analytics/realizaciju_proekta_bol_shojj_moskvy
Просмотров: 584

Прокомментируйте сами: